Борис Стомахин в письме к Анне Каретниковой из тюрьмы потребовал публичной дискуссии. Его объемная статья, написанная там же, открывает эту дискуссию. Вообще-то дискутировать с узником всегда страшновато: вы в разных позициях и непонятно, чем продиктованы те или иные слова оппонента. Но в случае со Стомахиным такого страха нет. Он всегда пишет то, что думает, и в его словах нет ни конъюнктуры, ни личного прагматизма. В этом отношении он рыцарь без страха и упрека. А так как вопросы он поднимает важнейшие, то разговор обещает стать для общества важным. Во всяком случае – для думающей части общества. Самое ценное в текстах Бориса Стомахина то, что в них всегда много правды. Горькой. Но уж какая есть. И статья «Отречение и проклятие» не исключение. Правда – в обличении гражданской апатии и иных пороков «простонародья». Правда – в обнажении наивности либеральных планов реформ: прогоним Путина, введем честные выборы и разделение властей, отменим коррупцию – и станем европейской страной. Правда – что сегодняшний антидемократический режим вырос на демократическом дереве. Правда – что Россию не европеизируешь. Я знаю, что многим эта правда неприятна, но... всё это правда. Но вот – к этой правде незаметно, внутри одного предложения начинает подмешиваться и неправда. Синонимами «европеизировать» в представлении Бориса являются «изменить», «улучшить», «исправить», «спасти», «реформировать» – и всё через запятую. Для Бориса – и в этом он не одинок – есть два пути: либо в Европу, либо к гибели. Такое вот мировиденье. В Европу не получится – это он понимает. И этим выгодно отличается от многих прекрасных, но и прекраснодушных людей, отказывающихся видеть очевидную пропасть между европейским и российским менталитетами. Но, сводя всё потенциальное разнообразие, по сути, бесконечность разных не-европейских сценариев российского будущего к одному пути – пути в могилу, Борис Стомахин совершает простейшую ошибку. Почему путей только два? Почему не три? Почему не десять? Точно на такую же искусственную развилку помещает себя Борис в вопросе об отношении культурных лидеров («1%» у Стомахина) к «народу» («простонародью», «быдлу», «пьному сброду» – будучи плотью от плоти этого самого народа, Борис не скупится на хлесткие ругательства). Либо народническое стремление спасти и позаботиться о несчастном народе, либо послать народ куда подальше. Третьего (четвертого, десятого, сотого) не дано. А дальше методом исключения. Коль скоро 1% не может спасти остальные 99% – а Стомахин, в отличие от многих других, ясно видит такую невозможность – то остается вторая альтернатива: «закопать». В мире, где альтернатив только две, вполне логично. Но не в мире с бесконечным разнообразием будущих сценариев. Отсюда и шараханье, естественное для виденья мира, в котором борхесовский сад ветвящихся дорожек заменен сетью асфальтированных дорог с немногочисленными Т-образными перекресками. Духовность, «традиционные ценности», православие и «Великая Россия»(всё через запятую) в этом мире оказываются противопоставлены западному прагматизму, капитализму, индивидуализму, либеральным свободам и НАТО (всё через запятую). И Стомахин предлагает ехать по второй дороге. Если бы не трагичность личной ситуации автора здесь можно было бы улыбнуться: трудно представить себе менее индивидуалистичного и прагматичного человека, чем сам Борис. Мир с Т-образными перекрестками – странный мир: нежелание сворачивать налево оборачивается поворотом направо. И Борис договаривается до вещей, парадоксальных и уж точно совершенно не западных. Например – до необходимости выбросить всю культуру как зараженную вирусом тоталитаризма. До необходимости тотальной ненависти к себе, ненависти, которая не отличает доброго от злого. Но здесь, наткнувшись на выстроенную собой же стену, автор пытается насыпать в налитом собой же океане ненависти островок любви – «союз не-быдла». Идея эта, вообще-то, правильная. Но Стомахина она не спасает. Его протест против эпидемии ксенофобии чист и правдив. Но... островок любви не может излучать ненависть. Очень многие вещи Борис Стомахин видит правильно. Но с Т-образным мышлением эти вещи нельзя осмыслить. Вещи-то они сложные, противоречивые, в которых добро и зло спаяны. И не умея отделить одно от другого, мы просто обречены выплескивать ребенка с водой. К чему и зовет Борис. Этот его зов по своей природе не может побудить к действию – и в этом смысле судебное преследование Стомахина совершенно бессмысленно. Но этот зов заставляет задуматься над по-настоящему важными вопросами нашего бытия. И в этом его особая ценность для нас. Источник: http://russkiysvet.livejournal.com/195565.html | |
Поделитесь в соцсетях! | |
Просмотров: 71 | Теги: |
Любопытно
{sape_links}Опросы
Какой термин точнее обозначает нездоровую любовь к отечеству?
Поделиться
Важное
Дело Стомахина
Объявления
Календарь
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Архив новостей
Т-образные перекрестки Бориса Стомахина
- 17 января 2014
| - 15:01
| - Добавил:
| - Публикации
| - Комментарии: 0
- Просмотры: