Меня часто спрашивают, что я имею в виду, когда говорю о необходимости восстановить в России ситуацию права и справедливости взамен нынешней обстановки тотального произвола. Чаще такие вопросы подбрасывают сетевые тролли - в надежде уличить меня в том, что типа "нечего восстанавливать-то", поскольку никогда в России не было ни торжества права, ни торжества справедливости. Но и многие "нормальные люди" на этом оселке плывут, теряют ориентиры.
Отвечаю.
Право и справедливость - это идеальные понятия. В реальности разумнее оперировать относительными, то есть, говорить о более правовой и более справедливой ситуации. Однако в определенных контекстах вполне корректно использовать и крайние степени: когда ситуация воспринимается "обычными людьми" или "специалистами" именно как крайняя.
Наиболее близкий нам исторический период, в который и по массовым ощущениям, и по многим объективным измеряемым параметрам можно говорить о достаточно высокой степени "права и справедливости", - это короткий промежуток с 1990 по 1991 годы. С серьезными натяжками к таковым можно отнести и период 1994-1999 годов. Более отдаленный, но возможно, более значимый локальный экстремум был в 1917 году.
Но используя термин "восстановление", я имею в виду не формальный "откат на известные позиции", не реставрацию утраченного, а прежде всего, воспроизведение в социальном сознании яркого образа Права и Справедливости - как базового ориентира для решительного гражданского действия по выстраиванию современной общественно-государственной конструкции, адекватной и общественным запросам, и геополитическим и цивилизационным вызовам.
И, кстати, весьма близок этому понятию термин erection (см. эпиграф). Он консолидирует все важнейшие и столь дефицитные в современной России качества. И необходимый уровень брутальности (эрекция) и решительности гражданского действия. И распрямление и освобождение от многолетнего наваждения рабского патриофильского мифа. И учреждение, установление нового общественно-государственного порядка на прочной правовой основе. И не просто демонтаж старой системы, а осмысленное возведение, сооружение, строительство, монтаж, сборка новой системы отношений свободных граждан свободной страны.
Пора прервать преемственность произвола.
Долой рабскую импотенцию! Даешь гражданскую эрекцию!