Вызывающая удивление настойчивость, с которой обсуждается идея о якобы специфически присущей русским глупости, а также то обстоятельство, что этой идее пытаются придать видимость научного обоснования, побуждают высказать некоторые возражения.
Профессор не виноват
Напомню, Д. Коцюбинский писал о том, что отечественный психиатр П. Б. Ганнушкин (чьим портретом украшена статья) в 30-х годах совершил «малоизвестное в широких кругах общественности» открытие, обнаружив существование особой группы психопатических личностей — «конституционально глупых», отличающихся легкой степенью врожденной умственной неполноценности. Оказалось, что в России «существует большое количество таких людей». Оказалось также, что зарубежные психиатры, даже «настоящие корифеи», так и не смогли обнаружить ничего подобного в своих странах «и по сей день продолжают беспомощно разводить руками», и «ни в одной стране мира... открытие, сделанное Ганнушкиным, ... по сей день не используется». Что бы это значило?Заинтриговав читателя, Д. Коцюбинский сам же и раскрывает секрет: оказывается, конституционально глупых людей нет на Западе потому, что есть они только в России, более того, «именно интеллектуально примитивные люди ... формируют базовые черты так называемого русского национального характера». И вся российская история от варягов до наших дней — тому подтверждение.
Лихо! Вот оказывается, в чем заключается мистическая загадка русской души, не разгаданная мудрецами.
Эти рассуждения, обильно сдобренные ссылками на «научные факты», способны произвести впечатление на неподготовленного читателя. Однако броская концепция при ближайшем рассмотрении представляется продуктом спекулятивного мышления и биологизации социальных явлений.
Что касается «научной базы», то здесь Д. Коцюбинский просто дезинформирует читателей, «Малоизвестным открытием» работа Ганнушкина оказалась, очевидно, только для него. Благодаря прекрасному языку и содержательности она уже в течение нескольких десятилетий остается в числе наиболее популярных (не только среди психиатров) научных книг.
Был ли Ганнушкин первооткрывателем «конституционально глупых» личностей? Достаточно, как говорится, заглянуть в святцы. Во-первых, сам Ганнушкин лишь включает в свою классификацию описанный ранее другими психиатрами тип личности, ссылаясь на Ферри, Гохе (так называемое «салонное слабоумие»), Блейлера. Следовательно, никакого «открытия» он не делал. Во-вторых (и это вытекает из первого), Ганнушкин отнюдь не считал конституционально глупых уникальным российским типом. И в-третьих, никогда он не заявлял о том, что среди его соотечественников «существует большое количество таких людей».
Термин «конституционально глупые» в дальнейшем в клинической практике не прижился в силу разных причин, обсуждение которых было бы более уместно в профессиональной аудитории. Дело нередкое: можно было бы вспомнить множество нозологических единиц, предлагавшихся разными авторами для использования, но не получивших всеобщего признания. Существующее в мировой психиатрии большое число классификаций отражает исторические особенности развития национальных школ — немецкой, французской, американской, скандинавской и других. Ну «не пошел» «наш» термин, что тут делать! Посетовать можно, но зачем же огород городить и интриговать публику!
Но Д. Коцюбинский, мертвой хваткой вцепившись в несчастного Петра Борисовича и упорно «продолжая логику профессоров», утверждает, что в России конституциональная глупость выступает уже не только в виде психопатии, но и образует широкий социальный слой, который «задает общенациональный тон».
Правда, с доказательствами сегодняшней российской глупости у автора и вовсе начинается путаница. Тут и «страх свободы и ответственности», и «поиск... универсальной причина», и «жажда иррациональных ответов», и «неумение делать разумный выбор», и, наконец, «тоска по железному порядку». Ничего тут нет специфически российского, все это — социально-психологические характеристики общества, находящегося в кризисе, социальном напряжении. И подобно тому, как Д. Коцюбинский приписывает П.Б.Ганнушкину открытие «специфически российского» типа глупости, на самом деле ранее описанного зарубежными психиатрами, сам он, пытаясь запатентовать синдром «нового русского глупца», лишь повторяет то, о чем гораздо раньше и интереснее, основываясь на другом материале, писали Эрих Фромм в классической работе «Бегство от свободы», создатель учения о «кризисе идентичности» Э. Эриксон и многие другие. Отнюдь не из koнституционально обусловленной потреби народа в «железном порядке» произрастали Бонапарты, фюреры и дуче.
Другие формулы Д. Коцюбинского просто неловко читать. Русских, оказывается, отличает «пристрастие к тупому юмору и пошлому морализаторству», а судить о коэффициенте интеллектуального развития российской аудитории следует по таким телепередачам, как «Поле чудес» или «Времечко». Что тут скажешь? Как говорится, с больной головы на здоровую. Советую автору познакомиться с развлекательными программами европейских стран и Штатов. Вот уж где непритязательные шуточки с закадровым гоготом и образчики самого «тупого юмора» являются чуть ли не законом жанра. Хлынувшие на телеэкраны ток-шоу и передачи с раздачей призов за угаданную букву или ноту — это подражание зарубежным образцам, а то и просто лицензированный продукт. Да и родиной слащавых «мыльных» сериалов, как и родиной слонов, Россия не является. Все это создавалось в расчете на IQ совсем другой аудитории. Мы только учимся.
А вот если говорить об отечественных оригиналах, то вспоминаются телепрограммы, куда более отягощенные интеллектом, такие, как «Что, где, когда?», «КВН». Уж если чего и хватает в «глупой» и бедной России, так юмора, который подчас играл роль утешительного средства — от скоморошества до невиданного по масштабам народного анекдототворчества. И над собой смеялись порой больше, чем над другими (помните, «собрались как-то немец, американец и русский...»). Кстати, способность посмеяться над собой и глупость — вещи, как правило, несовместимые.
А если с той же бойкой самоуверенностью продолжить этнопсихологический обзор, то почему не поговорить о граничащем с глупостью простодушии и самодовольстве американцев, воспитанных на культуре комиксов, или тупой ограниченности и нестерпимой скуке немецких «колбасников», и т. д., и т. п.
Поверхностность, некорректность и бестактность такого рода «научного гилостазирования», надеюсь, очевидна.
Так много ли в России дураков?
Проблема ухудшения состояния психического здоровья народов России действительно существует, в особенности роста числа пограничных психических расстройств и так называемой «деби-лизации» населения. Корни проблемы вскрываются при историческом анализе того, что называют социально-психологической экологией.Вспомним, какие черты национального характера формировали несколько веков монархического правления с крепостным рабством, рухнувшим совсем недавно, по историческим меркам. Последовавшие вслед за отменой крепостничества позитивные сдвиги в изменении социальных стереотипов были прерваны революцией. В годы советской власти идеологический прессинг способствовал закреплению таких негативных характеристик общественного менталитета, как безынициативность, конформизм, недостаточно критическое осмысление общественной жизни в целом.
В XX веке не раз вставал вопрос о самом генофонде нации. В годы Первой мировой войны была уничтожена огромная масса молодых и здоровых людей. В пожаре Гражданской войны с обеих сторон погибли миллионы — наиболее социально активных и нонконформных. Большевики практически истребили цвет нации — дворянство, значительную часть интеллигенции, торгового сословия, клира. Но даже после того, как к власти пришли «кухарки», политика периодического «подстригания» наиболее социально активных и способных продолжалась. В процессе коллективизации «ликвидировали как класс» наиболее предприимчивых и хозяйственных крестьян, в 30-е годы сталинские репрессии произвели страшное опустошение в рядах вновь народившейся интеллигенции. А затем — новая война и гибель новых генераций.
И уже на наших глазах, начиная с конца 80-х годов, Россия — снова в полосе глобальных социальных катаклизмов, ломки привычных жизненных стереотипов и системы ценностей, стремительно растущего социального расслоения, вала преступности, региональных конфликтов, эпидемии наркомании и алкоголизма. Поневоле вся история России нескольких веков, а особенно последнего столетия представляется каким-то страшным экспериментом по изучению социогенного патоморфоза. И в сегодняшнее время смуты и кризиса глубокомысленно рассуждать о конституциональной глупости народа так же бестактно и некорректно, как и оценивать интеллектуальные функции человека, находящегося в состоянии глубокого стресса, паники и растерянности.
Д. Коцюбинскому впору бы дивиться не придуманной им же «конституциональной глупости великороссов», а огромному интеллектуальному и духовному потенциалу народа, который в столь неблагоприятных, а порой и невыносимых условиях существования не только выжил, но подарил миру периодическую таблицу и великую литературу, замечательные образцы зодчества и религиозно-философской мысли, создал лучшую (по признанию ЮНЕСКО) систему образования и выдающуюся фундаментальную науку, первым покорил космос, был родиной художественного авангарда, непревзойденного балета и самых мегаломанических технических проектов, построил, наконец, великую державу и победил подмявшую Европу гитлеровскую военную машину. Вот что поистине достойно удивления! Вот что могло бы стать объектом «научного гипостазирования»!
В обсуждении «этнопсихиатрических» вопросов есть и еще один немаловажный аспект. Предлагая для всеобщего обозрения свои весьма сомнительные «разработки», Д. Коцюбинский невольно воскрешает в памяти печально известные в прошлом проявления социального дарвинизма, когда одни «специалисты» с помощью псевдобиологических аргументов доказывали «неполноценность» отдельных народов и наций (евреев, цыган, славян), а другие «специалисты» занимались «окончательным решением» этого вопроса. Глядишь, кто-то из «открытия», осуществленного Д. Коцюбинским, тоже сделает «необходимые выводы»? А что прикажете делать с народом, «неспособным к разумному обустройству» и своим существованием нервирующим мировое сообщество, раз доказано, что общенациональный тон задают в России дураки?
Конечно, в наши дни вряд ли кто-то всерьез может представить себе «уничтожение миллионов неудачников», о котором писал Фридрих Ницше, но окружить «страну дураков» санитарным кордоном военных союзов и учредить над ней международную опеку «цивилизованных» государств — чем не «окончательное решение русского вопроса»?
Парадоксально, но отдающие какой-то снисходительной брезгливостью к российским народам теории об «особой» глупости играют на руку и самым квасным «патриотам», «научно» подкрепляя установку на изоляционизм, враждебность к «чужеродным» влияниям. Мы, мол, народ особый, и голова у нас особая. Путь у нас свой, а их опыт нам не указ. В общем, «что американцу хорошо, то русскому — смерть»?
Послесловие
Подводя итог сказанному, хочу напомнить, что Э. Сорель, президент Всемирной ассоциации социальной психиатрии, в 1994 году в Москве, выступая на международной конференции «Культурные и этнические проблемы психического здоровья», говорил о том, что сложность изучения психического здоровья разных народов, конкретных этносов требует от исследователя не только глубоких знаний, но и особой этической и деонтологической осторожности. К сожалению, этим требованиям многие публикации, и в частности, статья Д. Коцюбинского, не отвечают. Разговор о психическом здоровье жителей России сегодня (а если угодно, то и конституциональных особенностях великороссов), о взаимосвязи психического здоровья нации и духовного состояния общества, безусловно, необходим и полезен. Но требует он и достаточной ответственности, и необходимого такта.Олег ЛИМАНКИН,
заместитель главного врача
С.-Петербургской психиатрической
больницы № 1 имени П. П. Кащенко
«Час Пик», 19.11.1997 года