,
Любопытно
Опросы
Какой термин точнее обозначает нездоровую любовь к отечеству?
Патриот
Патриофил
Педриот
Потреот
Поцреот


Показать все опросы
Поделиться
Поддержать проект
Объявления
Календарь
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив новостей
Февраль 2018 (1)
Декабрь 2017 (1)
Ноябрь 2017 (2)
Июль 2017 (1)
Июнь 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
RSS
Ответы Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы "Российские вести"


Крылов-Толстикович: Ваше Высочество, сегодня уже можно говорить о всесторонней интеграции Российского Императорского Дома в культурную жизнь не только Российской Федерации, но и ряда государств Ближнего Зарубежья (Украина, Белоруссия, Армения, Молдавия). Постоянно проводятся мероприятия с участием Вашего Высочества, посвященные знаменательным датам отечественной истории, Вы присутствуете на открытие памятников и мемориалов, встречаетесь со светскими и духовными лидерами. В Приднестровье подписан Указ Президента о статусе Императорского Дома, в котором зафиксированы принципы сотрудничества республиканского государства и неправящей династии.

В связи с этим хочу задать вопрос: каковым видится Вашему Высочеству роль Императорского Дома в сближении государств, возникших после распада СССР?


Мария Владимировна: Смысл существования Императорского Дома как исторической институции заключается в сохранении постоянной живой связи с прошлым, из которого мы стараемся извлечь уроки. Одной из своих главнейших задач мы видим в непрестанном напоминании всем народам бывшей Российской Империи, что у нас гораздо больше светлых страниц общей истории, чем темных. Я всецело признаю независимость возникших после 1991 года государств, новые международные соглашения, внутреннее законодательство каждой страны. Но также я всегда говорю, что, хотя государства у нас теперь разные, но Отечество остается одно. За него проливали кровь наши предки всех национальностей в Отечественную войну 1812 года, в I Мировую войну 1914-1918 гг., в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Это единое цивилизационное и культурное пространство, которое не может быть разрушено переменчивыми политическими обстоятельствами. В каждом государстве этого пространства я чувствую себя на Родине. Уверена, что это не только мои ощущения.

Нельзя забывать, что все мы – одна семья. В семье тоже происходят разные перемены. Дети и родители, братья и сестры иногда разъезжаются, начинают жить совершенно самостоятельно. Но при этом в абсолютном большинстве случаев они не отрекаются от своего духовного и кровного единства, от взаимной любви. Когда им плохо, они ищут помощи, прежде всего, у родных, а не у чужих. И радости стремятся разделить тоже с родными.

Думаю, что Императорскому Дому удается внести свою лепту в восстановление и укрепление взаимоотношений братских народов, как внутри Российской Федерации, так и между нынешней Россией и ее ближайшими соседями. Какими путями пойдет дальнейшее сотрудничество, и каковы могут быть формы интеграции, покажет будущее.

Известная формула графа Уварова утверждала, что вся российская государственность основана на трех составляющих: православии, народности и самодержавии. Миллионная очередь людей, стоящих перед Храмом Христа Спасителя, чтобы поклониться христианской святыне – Поясу Пресвятой Богоматери, с очевидностью свидетельствует, что Россия остается глубоко верующей православной страной. Насколько, по мнению Вашего Высочества, актуальны для нашего времени, два других постулата уваровской формулы?

Национальные идеалы, которые в свое время весьма удачно сформулировал граф Уваров, находятся в неразрывной взаимосвязи. Каждая составляющая, так или иначе, включает в себя все элементы целого. Россия после десятилетий жестоких гонений на религию явила всему миру чудо возрождения веры. Большинство верующих принадлежит к Русской Православной Церкви, в учении которой заложены такие принципы, как богоустановленность царской власти и соборность, являющаяся высшим проявлением народного единства.

Народность, то есть сознание своей принадлежности к нации с ее неповторимыми историей, судьбой, характером и стремлениями, не может перестать быть актуальной. Подлинная народность немыслима без веры и без уважения к закону и государственной власти. Если эти скрепы отсутствуют, нация лишается воли и самоорганизации, атомизируется и распадается, перестает существовать.

Наиболее спорным и не всегда понятным для современного человека является «самодержавие». Из-за политической пропаганды под этим словом стали подразумевать вседозволенность и неподконтрольность власти. На самом деле, лучшие мыслители и правоведы трактуют самодержавие, прежде всего, как авторитетность, суверенитет и независимость. Полагаю, что во избежание разночтений в наше время лучше использовать термин «суверенитет». Власть, во всей своей полноте, обязана быть суверенной или, как говорили прежде, самодержавной. А вот как распределяются полномочия внутри общей государственной власти, в ком персонифицируется верховная власть – это зависит от эпохи и обстоятельств. Полномочия монарха, президента, парламента, правительства, армии, органов прямой демократии, различных элит – могут сужаться, могут расширяться, могут изменяться по форме. Самое главное, чтобы власть всегда была суверенной, зависела только от народа своей страны и служила его интересам.

Говоря о народности и православии, нельзя не коснуться весьма болезненной для нашего общества темы – национального вопроса. К сожалению, в настоящее время в России все сильнее проявляются националистические настроения, ксенофобия, не редкость – кровавые преступления по национальным мотивам. В тоже время, немало желающих сыграть на «русской карте», требующих правовых преимуществ для русских. Хотелось бы узнать Ваше мнение по данному вопросу.

Здоровый национализм – вполне нормальное явление. Человеку свойственно любить членов своей семьи больше, чем чужих людей, и свой народ – больше, чем другие народы. Однако любовь к своему ни в коем случае не подразумевает ненависти к чужому. Наоборот, если мы сами способны любить, то мы с большим пониманием относимся к другим людям, которые, также как мы, любят своё. Если периодически в единой многонациональной всероссийской семье и возникают конфликты интересов между этносами, их нужно разрешать спокойно, на основе разумных и справедливых компромиссов, как между родственниками и соседями, а не как между неприятелями.

В Российской Империи существовал богатый опыт урегулирования межнациональных проблем. И их было гораздо меньше, чем сейчас. Государствообразующей нацией, разумеется, были и остаются великороссы. Это историческая данность, и нелепо спорить со столь очевидным фактом. Но до революции 1917 года все жители Всероссийской Империи, а не только великороссы, считались русскими. Кстати, во всем мире такое понимание осталось по сей день. Для иностранцев русские – это и украинцы, и белорусы, и татары, и узбеки, и евреи, и молдаване, и грузины, и армяне, и любые выходцы из СССР или потомки выходцев из дореволюционной России. В этом есть глубокий положительный смысл. Русские – это не столько этническое, сколько духовное и культурное понятие, также как в древности понятие римлянин было не этническим, а цивилизационным. Если человек чувствует себя русским, то он им и является, независимо от национальной принадлежности.

Главным принципом многонационального государства является диалектическое сочетание единства общих интересов с многообразием этнических и региональных особенностей. Власть должна защищать и воплощать в жизнь этот принцип с мудростью и величайшим тактом.

Националистический и религиозный экстремизм – это проявление дикости, не имеющее, в действительности, ничего общего ни с одной религией и ни с одной национальной традицией. Это проявление комплекса неполноценности, неуверенности в себе, в своих вере и национальном достоинстве, когда люди не видят иного решения своих проблем, как только насилием и подавлением других. Но это явление никогда не возникает без причины, на пустом месте. Агрессивный национализм просыпается, когда несправедливо нарушаются права людей по национальному признаку – или меньшинств, или большинства, или и тех, и других, каждых по-своему.

Как случайные просчеты, так и сознательные политические игры в этой сверхделикатной сфере чреваты страшными последствиями. В толерантной Европе всё громче слышатся голоса об ошибочности прежнего курса, приведшего к тому, что коренное население сначала с растерянностью, а потом с накапливающимся раздражением наблюдает за натиском людей совершенно иных культур, которые совершенно не желают адоптироваться в новой для себя среде и которым абсолютно чужда и непонятна вся система европейских ценностей, включая саму толерантность.

У нас есть замечательная пословица, применимая и к проблеме миграции: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Уважением и защитой закона должны пользоваться все без исключения – и большинство, и меньшинства, и мигранты. Но несправедливо, если права коренного населения ущемляются, а пришельцы получают привилегии без четких обязательств исполнять свой гражданский долг перед второй Родиной и относясь к ней с пренебрежением.

В тоже время, недостойно великих наций подвергать насилию и унижению простых людей, как правило, пришедших в наши страны не от хорошей жизни, а от бедствий и нищеты. Нельзя забывать, что бывали трагические моменты в истории, когда миллионы наших соотечественников оказывались в положении изгнанников и тоже ожидали милосердия и защиты со стороны других народов. Самыми уязвимыми всегда оказываются наиболее несчастные и безвинные. Они первыми подвергаются всем неприятностям, потому что беззащитны. В тоже время истинные виновники сложившейся ситуации не испытывают никаких проблем, а иногда специально подливают масла в огонь, потому что им выгодно такое положение дел для сохранения их богатства и власти. Нужно не травить бедных людей, не уподобляться худшим из них, устраивая драки и погромы, а законными методами добиваться корректировки государственной политики, ибо только государство способно эффективно урегулировать проблему законодательными мерами, организацией потоков миграции и созданием программ культурной адаптации пришельцев из других стран.

Некоторые люди стараются оправдать беспорядки на национальной почве бездействием властей. На самом деле, этот аргумент отчасти объясняет некоторые ситуации, но ни в коей мере не оправдывает их. Стихийным насилием всё равно нельзя ничего урегулировать. От него чаще страдают не истинные преступники, а случайно попавшиеся под руку неповинные люди. И клин во взаимоотношения между некогда братскими или добрососедскими народами, таким образом, забивается всё глубже.

Часто национальные конфликты связаны не с реальными проблемами, а с предрассудками, невежественной политиканской демагогией и плохим знанием истории и культуры – не только чужой, но и своей собственной. Я думаю, нам необходимо создание общегосударственной сети культурно-образовательных центров, где мигранты смогут получить сведения о базовых ценностях России, а российские граждане всех национальностей – больше узнать о духовном мире друг друга и о традициях иных народов, исторические судьбы которых переплетаются с жизнью нашего Отечества. Также нужно понимать, что в такой большой стране, как Россия, не может быть единого рецепта для всех. В мегаполисах у этих центров должна быть своя программа, в исконно великорусских областях – своя, в регионах, где доминируют другие национальности – своя.

Большую роль способно сыграть введение преподавания в школах основ православной культуры, а также основ других традиционных религий и светского религиоведения. Эти курсы нельзя противопоставлять друг другу. В зависимости от региона может меняться соотношение объемов этих курсов, но все они обязательно должны присутствовать в системе воспитания российского гражданина с юных лет.

Отрадно, что первые лица современной России, наконец, заговорили о национальном вопросе более четко и определенно. Дай Бог, чтобы это не осталось предвыборными лозунгами, и за словами последовали дела.

В традиционно многонациональной России любой агрессивный национализм - это благодатная почва для внешних враждебных сил, желающих нашего раздробления и ослабления, и для непорядочных политиков, которые хотят властвовать, разделяя и стравливая людей. В большинстве случаев национальные конфликты создаются искусственно, в рамках изощренных политических технологий. Но от каждого человека зависит, согласится ли он стать объектом манипуляций, поддастся ли он на провокации, или поймет, что зло нельзя победить злом, и что свои права нужно отстаивать в рамках законности, чести, доброты и здравого смысла.

Вы неоднократно заявляли о своем принципиальном отказе от политической деятельности. Однако отказ от участия в выборах, не означает отказа от гражданской позиции. Как Ваше Высочество относится к предстоящим президентским выборам, есть ли у вас предпочтения среди кандидатов на высший государственный пост?

Императорский Дом не участвует ни в каких формах политической борьбы, так как его главная миссия, особенно в современном мире, заключается во внепартийной арбитрирующей роли хранителя традиций, объединяющих нацию. Поэтому я не могу говорить о моих личностных предпочтениях, тем более во время предвыборных кампаний. Но я готова поделиться с соотечественникам общими мыслями относительно нынешней ситуации.

Кто бы ни находился у власти, он не должен считать, что оппозиция состоит исключительно из врагов народа и разрушителей государства. И кто бы ни оказался в оппозиции, он не должен забывать об ответственности в критике власти.

Во взаимных спорах не следует прибегать к недоказуемым демагогическим обвинениям. Это обесценивает и ту часть критики, которая вполне обоснована. В цивилизованном правовом государстве обвинения не должны звучать на площадях и в средствах массовой информации, если одновременно они не могут быть доказаны в суде.

Политика – это искусство компромиссов. Компромисс рождается только в диалоге, когда стороны, при всех разногласиях, умеют слышать друг друга.

Как бы ни развивались дальнейшие события, главнейшая задача как власти, так и оппозиции – больше не допустить в нашей стране никаких проявлений Гражданской войны. ХХ век показал, что этим путем невозможно решить ни одной из проблем, а можно лишь дальше уничтожать свою Родину и свой народ.

В рамках той политической системы, которая существует в России в настоящее время, от личности Президента зависит очень многое. Президентские выборы в России, в отличие от думских, в которых, к сожалению, пока законодательно закреплено полное господство партийности, - это выбор не столько набора предвыборных лозунгов и партийных программ, сколько, в первую очередь, личности, пользующейся доверием большинства народа.

Каждый гражданин, принимающий участие в выборах, должен быть ответственным и честным перед самим собой. Нельзя голосовать под чьим-то давлением, стыдно продавать свой голос, не стоит голосовать не по убеждению, а «назло». Нужно сопоставлять и анализировать слова и дела политиков и оценивать их и умом, и сердцем.

Создать идеальный политический режим не удастся никогда и никому. В любом государстве и обществе всегда есть недовольные, всегда идет конкуренция. Но подлинной стабильности можно добиться только в том случае, если и у власти, и у оппозиции постепенно выработается признание общей фундаментальной системы государственности, состоящей из устоев, которые признаются нерушимыми и неприкосновенными. Мы должны стремиться к возрождению и развитию баланса свободы и порядка, сильного государства и развитого гражданского общества. Не противопоставлять их, как часто делается, а искать между ними гармонию. Её нельзя импортировать, но можно достичь своими силами, опираясь на исторический опыт нашего Отечества.

История – это всегда настоящее, обращенное в прошлое. Мы стоим перед двумя датами, определившими развитие России на столетия. Я имею в виду 400-летие восшествия на престол династии Романовы в 1613 году и победу русского народа в Отечественную войну 1812 года. Как Ваше Высочество оценивает эти события с позиции нынешнего времени?

Отмечая две этих великих даты, мы должны помнить, что и в том, и в другом случае мы прославляем, в первую очередь, не монархов, не полководцев и прочих знаменитых людей, сколь бы ни был весом их вклад в победу, а наш великий многострадальный народ, который, с помощью Божией, мужественно и жертвенно перенес невероятные тяготы стольких войн и смут. Пример предков дает нам надежду, что и из нынешней непростой ситуации мы найдем выход, и Россия вновь вернет себе то благосостояние и место в мире, которого она заслуживает.

А когда мы говорим о государях, о духовных и светских вождях и героях, то мне хотелось бы, чтобы их память была увековечена, в первую очередь, не пышными праздниками и помпезными монументами, а добрыми делами, направленными на улучшение жизни соотечественников сегодня. Молитва о них, соединенная с различными социальными акциями, посвященными их славным именам, станет лучшим знаком уважения и благодарности с нашей стороны и создаст им памятники в сердцах людей.

Опубликовано с небольшими сокращениями: Крылов-Толстикович А.Н. Великая княгиня Мария Владимировна: «Политика – это искусство компромиссов» // Российские вести, 2012, 9-15 февраля (№ 4 (2078))

Похожие материалы: