В связи со очередными событиями в ХХС тут у меня в ленте началась очередная охота на ведьм, то есть на Pussy Riot, и ведутся речи о том, что "моральный вред этого хулиганства, нанесенный верующим России, исчисляется миллиардами рублей" и что "если хулиганки не понесут достойное порицание перед законом, то это породит волну подобных антицерковных выступлений в наших церквях." Делаю попытку заново изложить свое понимание этого феномена на сегодня.

Вот к примеру, эта картинка - это кощунство? На первый взгляд, да, несомненно. Но если присмотреться, то можно увидеть, что она, как и акция Пусси Райот несет в себе определенный заряд и призывает человека и общество к размышлениям.
Вот когда я ее впервые увидела, то первое мое желание было - захлопнуть книжку и бросить ее в огонь.
Потом осознала, что в ней заложено обращение к обществу - люди, смотрите, во что вы превратили святой праздник Рождества - ведь он для вас превратился в сплошные магазины и покупки, за это ли страдал Христос на кресте? И все, что осталось святого у современного общества - это одно сплошное потребление.
Но потом я заглянула еще глубже и увидела, что эта картинка обращается и ко мне лично, заставляет оглянуться и пересмотреть свою жизнь и увидеть, что я, как и общество, тоже больна. Ну конечно, я понимаю, что одежда и вещи нужны, но ведь часто покупаешь вещи только потому что "где же еще с такой скидкой купишь". И после этого наступило просветление - перестала ходить в какие магазины. Вообще не хожу, и даже витринный шоппинг меня совсем не манит, как это было раньше. Короче, превратилась из шопоголика в антиконсьюмериста. Под влиянием одной провокационной картинки.
Точно то же произошло и с Пусями. То есть поступили они однозначно - мерзко, тут не может быть никаких оправданий. Но вот в отношении морального вреда этого хулиганства, нанесенного верующим, так ли он велик, или может быть верующим от него только польза? Первая стадия у меня лично в отношении их акции - отвращение, возмущение, через какое-то время желание вразумить, заставить покаяться и попросить прощения. Потом за первой волной началось размышление, а что же они хотели сказать? Да о том, каково место церкви в обществе. А также о том, каково место церкви в твоей душе. Но с Пусями как-то сложнее и больнее получилось, и гораздо больше времени потребовалось, пока пришло понимание (лично у меня прозрение наступило только после того, как церковь наехала на Киркорова).
Думаю, сложность возникла потому, что в послании девчонок не заложен четкий смысл, как скажем в картинке Бэнкси про Христа и шоппинг, они больше действуют по интуиции, протестуют. Даже если и действовали они по чьему-то креативному плану. Вся эта мешанина в головах - про срам, а не храм, и про то что в алтаре должна служить женщина, и про Богородица Путина прогони, все это свалено в кучу и усложняет задачу, не дает возможности понять их обращение, и то, что они не преступницы, а делают отчаянную попытку сказать обществу, что пора разгребать Авгиеву конюшню проблем. Я бы даже не стала их сравнивать с нигилистами, как это предложил кто-то в программе Мамонтова. Мне кажется, они очень даже болеют за мир, но по-своему, по-юношески. И в самом деле с Храмом Христа Спасителя надо что-то делать. Если его неподъемно отдать церкви, то почему хотя бы нельзя ограничить, кому и под какие мероприятия можно сдавать в аренду помещения.
В общем, если смотреть на акцию Пусси Райот в этом контексте, то никакого морального вреда нашему обществу не нанесено, а на самом деле влияние, которое оказали (а на кого-то еще окажут) очень даже положительно и очистительно.
Елена Запевалова, прихожанка РПЦЗ МП, Сидней (Австралия).