1. О ПЗК. По предложению Миши я подготовил специальный релиз Комитета «О Жириновском, Митрохине, Стомахине и 282 ст. УК РФ», который мы опубликовали как раз 30 октября. Его резюме: «Борис Стомахин и все другие узники совести должны быть немедленно освобождены и реабилитированы. Сергей Митрохин и все другие заявители по статьям о мыслепреступлениях должны быть заклеймены как доносчики и коллаборационисты бесчеловечного репрессивного режима. Владимир Жириновский и все другие облеченные властью ксенофобы должны нести ответственность за свои слова, но морально-политическую, а не уголовную». Резонанса, впрочем, он не вызвал. Как, впрочем, и состоявшаяся в тот же день презентация «уточненных критериев и списка политзаключенных», составленного рабочей группой под руководством Давидиса. Я попытался вытянуть его на публичную дискуссию, но он очень быстро слил, продемонстрировав махровую сервильность и приверженность «мировым правозащитным трендам». Зато это подтолкнуло меня к составлению развернутого документа, в котором я четко изложил наше видение правозащитных принципов, критериев и действий на их основе. Комитетом он был одобрен и опубликован, а вот инициировать необходимую публичную содержательную общественную дискуссию на его основе пока не удается. Хотя предложенные мной подходы понемногу доходят до многих. Но то, насколько это сложный и долгий процесс, можно понять по изредка возникающим нашим публичным стычкам с Шехтманом (я, правда, его даже исключил из френдов в ФБ, когда он назвал всех защитников Стомахина «м-ками», но позволил себе ответить ему несколькими репликами...) Самое большое достижение пока в этой теме – это публичное заявление Натальи Евгеньевны Горбаневской о том, что она «опубликует их список ПЗК, лишь когда в нем будет Стомахин»!
2. О Комитете. Самое неожиданное и неприятное для меня – публичное заявление Антона о выходе из его состава, которое он совершенно в стиле МФФ сначала сделал на его сайте, даже не обсудив со мной. Не буду писать, что я ему сказал в личке, но я умею управлять приоритетами, поэтому отработал эту тему абсолютно формально и даже сохранил его в рассылке. Зато за прошедшее время состав Комитета пополнился новыми членами и теперь выглядит так: Михаил Агафонов (Москва); Данила Александров (Санкт-Петербург); Надежда Банчик (США); Владимир Буковский (Великобритания); Наталья Горбаневская (Франция); Максим Ефимов (Эстония); Виктор Корб (Омск); Елена Маглеванная (Финляндия); Алексей Мананников (Новосибирск); Виктория Пупко (США). Борис, скажу прямо еще раз: я не вижу сейчас никакой особой необходимости форсированного расширения состава Комитета, при этом вновь и вновь напоминаю и тебе, и всем – во всех рассылках и публично, - что он открыт для присоединения любого человека, готового принимать на себя конкретные обязательства по реализации нашей программы. Никакого «неравенства» между участниками рассылки Комитета, независимо от их формального членства в этом органе, нет – все, кто хочет и может вносить посильный вклад в общее дело, имеют такую возможность. Вряд ли нужно, чтобы членство в Комитете воспринималось как чуть ли не какая-то привилегия или знак отличия. Соответственно, сам я специально никого не уговариваю, но при наличии обоснованных рекомендаций, согласия кандидата и одобрения его консенсусом действующего состава Комитета, включение в его члены происходит в течение 2-3 дней. Твои письма с пожеланиями по этой теме оперативно попадают в рассылки, но пока новых рекомендаций, заявлений и вопросов не поступило. Но если ты будешь настаивать на постановке вопроса о принятии в члены конкретных персон, я, безусловно, это сделаю как координатор Комитета. Уточни.
3. О контактах. Анна Каретникова – всегда на связи. А вот Елена Санникова как-то выпала из коммуникаций. Надо, наверное, действительно, попросить Мишу уточнить ситуацию.
4. О Фонде. Мы преодолели, как говорят, «психологически значимый рубеж» в 100 тыр добровольных пожертвований. Это, конечно, очень неплохо, если сравнивать с априорным и стартовым скепсисом, высказывавшимся большинством коллег и друзей. Но я отлично понимаю, что это очень мало, учитывая реальные потребности. К сожалению, все мои постоянные напоминания и увещевания по широкому списку, включающему уже почти 400 адресов, не приводят к заметному изменению темпов сбора средств. Простая и очевидная мысль о том, что лучше бы каждому вносить хотя бы по 100 рублей ежемесячно по принципу «один за всех – все за одного», что может в итоге дать внушительную сумму, никак не овладевает нашей скромной массой сторонников. Но буду продолжать попытки. Кстати, я подумал, что было бы неплохо, если бы ты нашел возможность лаконично поблагодарить всех жертвователей и подтвердить полное доверие мне и Мише в вопросе распоряжения средствами, собираемыми в рамках кампании. Мне приятно, что за все время с ее начала не было высказано ни одного вопроса или сомнения насчет этого. Но думаю, в любом случае такое обращение от твоего имени поможет повысить доверие и, чем черт не шутит, увеличить темп и объем пожертвований.
5. О мероприятиях. С пресс-конференцией или брифингом по-прежнему что-то не выходит. Точнее, понятно, что: кроме Михаила, никто не хочет брать на себя обязательства по ее подготовке, а он все не успевает, да и не имеет опыта, поэтому переживает из-за возможной неудачи. Я все это понимаю, но удаленно помочь, к сожалению, не могу. Миша предложил 20 ноября попробовать провести очередную акцию в формате World Stomakhin Day. Я сделал объявление, закинул во все рассылки, разместил на сайте и в ЖЖ. Но энтузиазма это пока не вызвало. Может, еще удастся эту тему раскочегарить. С другими форматами, как ты, уверен, понимаешь, еще сложнее, учитывая такой уровень энтузиазма и организованности…
6. О нравственно-политической позиции. Борис, да, ты все правильно пишешь о необходимости жесткого и принципиального размежевания с конформистами и коллаборантами. Я такую позицию занимал всегда и не собираюсь от нее отказываться. Но одновременно с этим я не считаю правильным отказываться от использования всех доступных средств влияния на «политику» через разные каналы и дискурсы. Единственно, я уже года три назад зафиксировал резкое, практически до нуля снижение «силы печатного слова», поэтому практически отказался от публицистического формата – в пользу конкретных инициатив и проектов в сфере гражданской самоорганизации, профессиональных коммуникаций, образования и т.п. Понятно, что быстрого эффекта от этого ждать нельзя, тем более, пока не удается сформировать хотя бы минимальную корпоративность или даже не оформленное сообщество близких по духу и по решимости людей. Но кстати, кампания «За Стомахина» - один из важных способов концентрации и кристаллизации нынешнего дезорганизованного, дезориентированного, пребывающего в упадничестве «гражданского вещества». Это к вечному вопросу о смысле жизни. Твоя яркая и бескомпромиссная позиция – важнейший ориентир на пути к свободе.
7. О судилище. Я с высокой вероятностью выберусь в давно запланированную командировку на международную конференцию, посвященную событиям 1993 года. 17-19 буду в Париже, если не случится форс-мажора. А на обратном пути, 20-го, почти весь день, - в Москве. Надеюсь, наконец-то, встретиться с Мишей и, возможно, еще с кем-то из заочных друзей. Узнав о назначении очередного заседания на 21, я, конечно, сразу подумал, что было бы очень здорово задержаться еще на день, чтобы принять в нем участие, повидаться с тобой, хотя бы издалека, порисовать живьем для проекта «Рисуем суд»… В то же время, очень не хотелось бы нарваться на очередной незаконный финт «судьи» с закрытым заседанием и просто потерять этот день, тем более, что с заменой билета пока не очень понятно. Короче, еще подумаю, может, все-таки рискну…
В любом случае, удачи нам во всех добрых делах. Мы вместе и непременно еще увидимся. Держись!
Твой Виктор Корб.
13 ноября 2013 года.
- Учреждение: СИЗО-4"Медведь"
- Номер письма: 274316 Номер карты оплаты: 2530250
- Получатель: Стомахин Борис Владимирович Год: 1974
- Отправитель: Корб Виктор Владимирович
- Знаков: 7994 "Заказан ответ на письмо"
- Администрация учреждения СИЗО-4"Медведь" извещает Вас, что письмо 274316 прошло цензуру и вручено адресату 15 ноября 2013 г.. Если Вы заказали ответ, то ожидайте его поступления на ваш е-мэйл. Ответ может не пройти цензуру - в этом случае вы получите об этом уведомление.