Ответ на письмо Виктора Корба от 8 ноября 2014 года
Привет, Виктор!
Огромное спасибо за твое 19е письмо, я его наконец-то получил сегодня! И то – отдали только после того, как приехавшему сюда представителю пермского официального омбудсмена Марголиной я сказал, что никаких писем мне не отдают вот уже почти месяц – и делают это, конечно же, сознательно.
Твое письмо от 9.11.14, как оказалось, было здесь получено еще 14.11.14 – и с тех пор 11 дней валялось, а могло бы еще дольше… :(
Я так и знал, что электронных писем здесь не будет – это тебе не Москва… :) Можно писать и такие, обычные, лишь бы почаще, лишь бы было у тебя время (мне-то его девать некуда…). За бумагу и конверты тоже большое спасибо, конверты и впрямь нужны; через кого-нибудь из москвичей передай моей матери pls, чтобы сразу штук 20 мне послала, да и бумаги А-4 тоже можно. Я писал ей об этом в письме, отправленном еще 10.11.14, но боюсь, что его тоже не отправили, как и предыдущее, октябрьское. Еще, кстати, тогда же, 10го, написал я Вере и Игорю Шесткову в Берлин, пусть Вера ему сообщит. Написал и Михаилу Герасимову, попроси ему передать кого-нибудь в рассылке, а его письмо от 1.10.14 мне все-таки отдали уже после того, как я отправил ему свое.
В СИЗО в конце июля я получил от тебя 2 электронных письма – 19.17 и 23.17 (это когда мы спорили о Пионтковском и на мои возражения по нему ты быстро ответил). Я ответил на оба этих письма сразу же, я всегда так делаю. Если после 23.7.14 было еще какое-то твое новое письмо – значит, его я не получил. Если считаешь, что в нем было нечто существенное, - конечно, лучше повторить его.
О том, что Глеб не хочет сотрудничать с Комитетом, мне тоже очень жаль, в 1-й их приезд, 23.9.14, я с ним говорил об этом, но он настроен непреклонно. Однако же, человек этот, которого знаю и считаю своим другом я много лет, - чистое золото, один из лучших людей в этой несчастной стране, которая его, это абсолютно очевидно, не достойна. К тому же Глеб и Рома Качанов – сейчас практически единственные, кто может приезжать ко мне, быть допущенными и общаться со мной. Так что очень хотел бы преодоления всех конфликтов и недоразумений и максимального сотрудничества с этими людьми. Жду их в 3й раз со дня на день, уже пора бы им быть, но пока нету их. Представитель администрации говорит, что не пустить их не могут, - что ж, надеюсь, что так. М.б., они уже завтра приедут, но часов в 11 утра, не раньше, а я это письмо отдам по подъему, в 5 утра, так что от них о новом визите узнаешь скорее, чем от меня.
В тот приезд, 26 октября, Глеб мне сказал, что деньги на подписку мне журнала уже выделены, и взял у меня адрес этой зоны – вроде как по возвращении в Екб сразу хотел и подписать. 1й номер за ноябрь должен был выйти 10.11.14. Сегодня уже 25-е – журнала нет. То ли Глеб так и не оформил, то ли (что скорее) задерживают здесь. В СУСе был телевизор, можно было посмотреть новости иногда, здесь, в камере, нет даже радио (хоть в их УИКе написано, что оно должно быть), только в «дежурке», где сидит дежурная охрана, играет радио, иногда и новости удается разобрать, когда там включат погромче, но обычно играет оно слишком тихо, слов не разобрать никак. За приведенные краткие новости тебе спасибо, в основном я их уже знаю; непрохождение «ПС» и «Свободы» в Раду – это позор!.. :( Как и невзятие до сих пор Донецка и Луганска, как и любые переговоры Порошенко с этой «новоросской» нечистью, - а он, смотрю, этого как будто не понимает… :(( На тему войны и расклада сил на фронтах напиши, pls, поподробнее, когда соберешься мне писать в следующий раз.
Ура-патриотизм совсем победил в этой стране мозги, я знаю. А в среде наиболее радикальных остатков оппозиции никакой новой кристаллизации, никакого стремления к самоорганизации и к подъему на новый идейно-теоретический уровень не наблюдается, нет? Я это к тому, что сам предлагал подобные вещи не раз, считаю их необходимым и готов предлагать еще и еще – но ситуация, видимо, для этого пока не созрела… :((((
Да, а почему ты писал, что WSDв 2014 был 3й по счету? 1й был в августе 2013, а 2й – когда? По-моему, в августе 2014 как раз 2й был, а не 3й.
Насчет «бонуса» - да, ты прав. Сижу я в этой ПКТ, крохотной одиночке, где и ШИЗО тоже отбывал, 6 шагов в длину, 3 в ширину. Главные проблемы тут – невозможность лечь с подъема до отбоя, 16 часов (ну разве что на пол, но это тоже запрещено и карается) и, пардон, недостаточность питания, приходится сидеть на очень скудной и убогой баланде. Можно тратить 1000 р. В месяц на продукты в местном магазине, но ряд обстоятельств превращают это право в фикцию (да и что купишь на 1000 р. В месяц?..). Да еще плохо то, что до своих вещей не добраться, в камере почти ничего не позволяют держать, а попасть в каптёрку, где лежат все вещи – очень трудно, надо долго стучать и просить (да и взять оттуда вещь в камеру еще позволят ли). Вот это – главные здесь проблемы, но все они если не компенсируются, то в очень большой мере смягчаются отсутствием «социально близких», тут ты прав. Тут мне просто повезло, самого худшего, чего я ожидал, оказалось не так много, как в тот раз. Гораздо хуже в этом смысле оказался СУС (ОСУОН, который Зеличенко правильно называет БУРом, но здешние зеки БУРом почему-то называют как раз ПКТ, где я сижу сейчас, хотя камеры – это уж точно не барак). Там и «социально близких» толпа, и лечь нельзя те же 16 часов, и на продукты та же жалкая 1000 р. В месяц, да еще и холод оказался страшный, и свет по ночам не гасят, и самая беготня и активность у «социально близких» как раз по ночам, они и спать нормально не дают. Между тем, если меня в марте таки выпустят из ПКТ (сомневаюсь!), то только туда, в ОСУОН этот, и эти 4 мес. ПКТ добавятся к прежним 9 месяцам ОСУОНа, так что ОСУОН будет кончаться у меня уже не 1 августа 2015, а 1 декабря. Но – все это еще не скоро будет, а по ощущениям и предчувствиям – из этой нынешней одиночки, камеры №3, меня до конца срока, до мая 2019, если и будут выпускать, то где-то на неделю, не больше. По кр. мере, до сих было именно так.
Спасибо тебе за теплые слова и похвалы в мой адрес. Сдаваться я, конечно же, не собираюсь, отношения к их режиму и всему их преступному государству не изменю ни на йоту, тем паче, что все делаемое ими со мной, только подтверждает мою правоту. Теоретически я могу это выдержать – просидеть в этой камере еще 4,6 года. Трудно, конечно, будет, но коли уж все равно выбора нет – придется. Очень беспокоюсь только за мать, как она там (как и она, еще даже сильнее, наверное, беспокоится обо мне), да тосковать сильно начинаю, когда ни от кого из друзей и близких долго нет вестей (а тут просто не отдают уже пришедшие письма, «морозят» их, как говорят зеки, и что с этим можно поделать, как бороться – неизвестно :(((). Ну и – хотелось бы мне, конечно, получать книги по своему списку, а не только библиотечные! Узнай, pls, сохранился ли мой список книг в рассылках, который я в январе посылал Мише из СИЗО, а несколько позже, дополненный, лично передал Санниковой. Если найдется в рассылках этот список, большой, пунктов на 50, кажись, - я очень прошу всех, кто сможет, покупать из него книги и пытаться слать их мне (бандеролями с уведомлением о доставке, чтобы знать, что зона их получила). 1м номером там идут книги Мизеса и Хайека «по списку ДС» - это список на сайте http://ds.ru, на левой (желтой) стороне, в самом низу («список ДС для внеклассного чтения»). Составляла этот список Новодворская, а распечатывал в 2013 мне его Миша, и я думал, что искать по нему Мизеса и Хайека тоже будет он. Из «списка ДС» нужны именно Мизес и Хайек, остальные – из моего списка. Загвоздка одна: есть подозрение, что книги тут могут вообще никакие не пропускать и класть «на вещи» (на склад) вместо того, чтобы отдавать мне. Но это незаконно, конечно; в их же УИКе сказано, что бандероли с книгами вообще идут вне лимита; так что, я считаю, надо попробовать, а если не пропустят – будем бороться. Во всяком случае, книги для меня здесь очень важны.
Вот такие вот дела. Сейчас напишу еще письмо Ольге Исаевой и вложу в тот же конверт, - перешлешь ей, ладно?
Вообще, Глеба я тут спрашивал, но хочу спросить и всех остальных. Есть ли у тебя или у кого-либо из нас знакомые журналисты в Европе/США, которые работали бы непосредственно в западных англо- и пр. –язычных изданиях? Пока что для «прорыва информационной блокады» максимум, что у нас было – это американская русскоязычная газета «Восток-Запад», где обо мне писала Надежда Банчик, и американский же русскоязычный журнал «Кругозор», где писали Лена Маглеванная и Виктория Пупко. Я им всем, конечно же, страшно благодарен, но все-таки – это не то! Русские СМИ на Западе читают только русские, увы. Надо непременно искать личные контакты с сотрудниками больших западных СМИ, которым можно предложить материал и посвятить во все детали. Международная обстановка, кстати, сейчас для этого благоприятная. Ведь и Буковский, и Подрабинек в своих мемуарах называют множество имен западных корреспондентов, которые им помогали озвучивать там информацию, - вот что значит личное знакомство! Сейчас ни у кого, как я понял, таких знакомств нет, и вот это – первое, что надо искать! М.б., в 1ю очередь у того же Буковского и спросить? Уж у кого – кого, а у него должны они быть… Я помню, как еще году в 2003, и раньше, его и покойной Боннер открытые письма през. США Бушу перепечатывала и комментировала вся мировая пресса – м.б., от этого хоть какие-то личные контакты с журналистами остались? Буду очень рад, если ты у него сможешь спросить об этом, а заодно уж – поблагодарить за его летнее поздравление мне с д/р, оно для меня стало большой честью, так Владимиру Константиновичу и передай. М.б., также Банчик и Пупко обладают такими связями в США, спроси их, pls, тоже.
Вот такие, в общем, дела. Очень порадовало меня и твое, и Ольги письмо, просто праздник на душе! :) Пиши почаще, не забывай, и передай, пусть пишут остальные, лучше – с извещением о вручении, дабы знать, дошло ли до зоны, а если я не отвечаю – значит, мне не отдают, можно начинать скандалить и требовать отдать.
Всем друзьям от меня искренний и горячий привет! Я держусь – и буду держаться, всем врагам назло, сколько хватит сил!
Слава Украïнi!
Твой Борис Стомахин, политзаключенный.
25.11.14, ИК-10, Пермский край.